• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:30 

Варвара Андреевна Алексеева

tatnomas
12,98 КБ

В начале XX века в среде богатейших людей России считалось хорошим тоном тратить личные капиталы на благотворительные проекты. Поэтому глазная больница им. Гельмгольца построена не на государственные деньги, а имя жертвователя помнят до сих пор - это Варвара Алексеева.
В основе создания специализированного офтальмологического учреждения лежала благородная идея построить в Москве Глазную больницу для бедных. Идея и инициатива открытия больницы принадлежала глазному врачу Адельгейму Константину Львовичу. Строительство Глазной больницы, которая была открыта 17 ноября 1900 года, велось на средства известной московской благотворительницы Варвары Андреевны Алексеевой. Ее строительство обошлось меценату Варваре Алексеевой в 250 тысяч рублей.
Больница, имевшая первоначально название В.А.и А.А.Алексеевых, была первой муниципальной глазной больницей в Москве, которая пользовалась большой популярностью у населения и в которой всем нуждающимся оказывалась бесплатная медицинская помощь, бесплатно выдавались лекарства и оказывалась экстренная помощь.
Всем хорошо знаком Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на Волхонке (первоначально он назывался Музеем гипсовых слепков имени императора Александра III при Московском университете, позже - Музеем изящных искусств).
Инициатором создания музея и его первым директором был Иван Владимирович Цветаев - личность незаурядная. В московском университете Иван Владимирович возглавлял кафедру теории и истории искусств.
Сразу же при вступлении на почетную должность он приступил к реализации давно задуманной цели - созданию Музея гипсовых слепков при Московском университете. Своему детищу он отдал 25 лет жизни, борьбы, исканий.
Много выпало профессору трудностей и переживаний в осуществлении заветной мечты. Он хотел, чтобы каждый человек, невзирая на сословие, мог увидеть мир во всем многообразии прекрасного. Вот почему одним из условий профессора при создании Музея был бесплатный вход один раз в неделю для всех желающих.
Создание музея стало во многом возможным благодаря помощи известных русских меценатов. Будущий музей вначале конкретного именного посыла не имел. Одна из первых крупных жертвователей - купчиха Варвара Алексеева внесла 150 тыс. рублей с условием, что музею будет присвоено имя покойного императора Александра III, почитательницей которого она была. Официальные власти поддержали это и еще до постройки будущий храм искусств приобрел наименование "Музей изящных искусств имени Императора Александра III". После этого во всех документах стали писать сей полный титул. И так до 1917 года.

community.livejournal.com/varvara_ru/21579.html
Пишет Радующаяся (kotytan) в varvara_ru
@ 2006-09-04 10:20:00

14:27 

Варвара Павловна Андреевская (Орлова)

tatnomas
АНДРЕЕВСКАЯ ВАРВАРА ПАВЛОВНА (урожд. ОРЛОВА) (1848 — после 1915(?)), детская писательница. Из дворян, дочь офицера. С юных лет увлекалась чтением, хорошо знала русскую литературу и историю. Андреевская опубликовала большое количество книг, которые неоднократно переиздавались (сб. рассказов «Колокольчики». СПб., 1890; «Радость и горе». СПб., 1896; книга маленьких повестей «Вместо игрушки». СПб., 1890 и др.). Наиболее удачны произведения Андреевской, в которых в доступной для детей форме пересказываются различные события русской истории: «Рассказы дедушки про седую старину…» (СПб., 1899), «Наши герои-моряки на Дальнем Востоке и в Турции» (СПб., 1900), «Предание о Царе Алексее Михайловиче» (СПб., 1901), «Ермак» (СПб., 1901), «Владимир Красное Солнышко» (СПб., 1901), «Три века назад» (СПб., 1913) и мн. др. Очерк Андреевской «Синопский бой» был включен в сб. «Рассказы о Севастопольской обороне». Перевела «Дон Кихота» М. де Сервантеса, «Вильгельма Телля» Ф. Шиллера (1896) и др. Опубликовала также ряд книг религиозного содержания.
30,99 КБ


community.livejournal.com/varvara_ru/21922.html
Пишет Радующаяся (kotytan) в varvara_ru
@ 2006-09-12 12:15:00

14:24 

Варвара Петровна Шнейдер

tatnomas
Шнейдер Варвара Петровна (1860—1941), художница, попечительница и директриса женской Школы Народного Искусства Императрицы Александры Феодоровны и ее лужского филиала в «Светёлке». Варвара Петровна, большой знаток и собиратель народного искусства выступила инициатором создания этого учебного заведения, а высочайшее покровительство взяла на себя Императрица Александра Фёдоровна. Более 100 крестьянских девушек, лучших мастериц, собранных в столицу из 29 губерний Российской империи, в сентябре 1915 года приступили к занятиям в нескольких мастерских на Екатерининском канале Санкт-Петербурга - ткацкой, ковровой, вышивальной и иконописной. Предполагалось, что, пройдя курс обучения, выпускницы отправятся в родные села и города, чтобы на местах возрождать традиции народного искусства и ремесел, в значительной степени к тому времени утраченных.
Варвара Петровна приходилась племянницей индологу И.П. Минаеву. Вместе с сестрой А. П. Шнейдер оставила воспоминания о дяде, много сделала для увековечения его памяти, сохранения архива, издания неопубликованных работ. В 1909 году вошла в строительный комитет Буддийского храма в СПб., заседания которого проходили обычно на квартире сестёр Шнейдер (Мастерская ул., 3). В 1930-е вместе с сестрой выслана в Саратов.

Шнейдер Варвара Петровна
Фото нач. ХХ века.

14:22 

Варвара Павловна Адрианова-Перетц

tatnomas
Адрианова-Перетц Варвара Павловна (1887-1972)
Научная деятельность члена-корреспондента Академии наук СССР, заслуженного деятеля науки РСФСР Варвары Павловны Адриановой-Перетц составляет целую эпоху в отечественной филологии. читать дальше

community.livejournal.com/varvara_ru/21032.html
Пишет Радующаяся (kotytan) в varvara_ru
@ 2006-08-22 10:55:00

14:21 

Варвара Александровна Морозова (Воронова)

tatnomas
Распространенным в 19 веке было мнение о том, что один из первых Морозовых – незаконный сын помещика Рюмина. Однако сравнение годов жизни возможных участников амурной истории полностью исключает эту версию. А вот в дальнейшем жизнь продолжала сталкивать Морозовых и Рюминых. Морозовские владения на Воздвиженке, одной из самых престижных улиц Москвы, разместились в 1880-е годы совсем недалеко от усадьбы бывших их хозяев. Но самое интересное, что появилась и реальная кровная связь. В 1895 г. сын Викулы Елисеевича и правнук Саввы Васильевича Иван Викулович Морозов (1865–1933) женился на артистке балета Императорского Большого театра Варваре Вороновой (1875–1937). Варвара Александровна была внучкой Григория Воронова – сына, хотя и внебрачного, того самого Рюмина, от которого Морозовы откупились на волю. Таким образом соединились потомки бывших крепостных и бывших помещиков.
У Варвары Александровны, в молодости танцовщица Большого театра, затем драматическая актриса, и Ивана Викуловича Морозова было четверо детей: Федор, Ольга, Кирилл и Вера. После смерти главы семьи Варвару Александровну с дочерью Ольгой в сеpедине 30-х гг. сослали в Сибирь, в Томскую область, затем они были в высылке в Малоярославце, где Варвара Александровна умерла.

14:17 

Варвара Туркестанова

tatnomas
32,96 КБ
Николай Николаевич Вышеславцев (1890-1948)
Портрет Варвары Туркестановой. 1922.
Б., карандаш. 47,5х33.
Музей-усадьба «Мураново»

community.livejournal.com/varvara_ru/20686.html
Пишет Радующаяся (kotytan) в varvara_ru
@ 2006-08-12 09:55:00

14:14 

Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова)

tatnomas
17,06 КБ
Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова) – мать И.С. Тургенева. читать дальше

community.livejournal.com/varvara_ru/20320.html
Пишет Радующаяся (kotytan) в varvara_ru
@ 2006-08-04 09:55:00

14:12 

Варвара Константиновна Семенникова (Дьяконова) - старейшая жительница Якутии

tatnomas
Якутские архивисты установили имя старейшей жительницы Якутии – Варвары Константиновны Семенниковой (девичья фамилия Дьяконова), которой в мае 2006 года исполнилось 116 лет.
11,66 КБ

читать дальше

community.livejournal.com/varvara_ru/20195.html
Пишет Радующаяся (kotytan) в varvara_ru
@ 2006-08-01 11:25:00

14:03 

tatnomas
Иосиф Бродский
Посвящается Чехову (1993)


Закат, покидая веранду, задерживается на самоваре.
Но чай остыл или выпит; в блюдце с вареньем -- муха.
И тяжелый шиньон очень к лицу Варваре
Андреевне, в профиль -- особенно. Крахмальная блузка глухо
застегнута у подбородка. В кресле, с погасшей трубкой,
Вяльцев шуршит газетой с речью Недоброво.
У Варвары Андреевны под шелестящей юбкой
ни-че-го.

Рояль чернеет в гостиной, прислушиваясь к овации
жестких листьев боярышника. Взятые наугад
аккорды студента Максимова будят в саду цикад,
и утки в прозрачном небе, в предчувствии авиации,
плывут в направленьи Германии. Лампа не зажжена,
и Дуня тайком в кабинете читает письмо от Никки.
Дурнушка, но как сложена! и так не похожа на
книги.

Поэтому Эрлих морщится, когда Карташев зовет
сразиться в картишки с ним, доктором и Пригожиным.
Легче прихлопнуть муху, чем отмахнуться от
мыслей о голой племяннице, спасающейся на кожаном
диване от комаров и от жары вообще.
Пригожин сдает, как ест, всем животом на столике.
Спросить, что ли, доктора о небольшом прыще?
Но стоит ли?

Душные летние сумерки, близорукое время дня,
пора, когда всякое целое теряет одну десятую.
"Вас в коломянковой паре можно принять за статую
в дальнем конце аллеи, Петр Ильич". "Меня?" --
смущается деланно Эрлих, протирая платком пенсне.
Но правда: близкое в сумерках сходится в чем-то с далью,
и Эрлих пытается вспомнить, сколько раз он имел Наталью
Федоровну во сне.

Но любит ли Вяльцева доктора? Деревья со всех сторон
липнут к распахнутым окнам усадьбы, как девки к парню.
У них и следует спрашивать, у ихних ворон и крон,
у вяза, проникшего в частности к Варваре Андреевне в спальню;
он единственный видит хозяйку в одних чулках.
Снаружи Дуня зовет купаться в вечернем озере.
Вскочить, опрокинув столик! Но трудно, когда в руках
все козыри.

И хор цикад нарастает по мере того, как число
звезд в саду увеличивается, и кажется ихним голосом.
Что -- если в самом деле? "Куда меня занесло?" --
думает Эрлих, возясь в дощатом сортире с поясом.
До станции -- тридцать верст; где-то петух поет.
Студент, расстегнув тужурку, упрекает министров в косности.
В провинции тоже никто никому не дает.
Как в космосе.

14:01 

Варвара Андреевна Суворова

tatnomas
Борис Акунин. "Турецкий гамбит", 1998
читать дальше
10,90 КБ
х/ф «Турецкий гамбит», 2005 г. (в роли Варвары – Ольга Красько)

13:52 

Варвара Андреевна Обрескова (Фаминцына)

tatnomas
Варвара Андреевна Обрескова, в девичестве Фаминцына (1744-1815) – жена А.М. Обрескова (1718 - 1787), русского дипломата. В 1797 получила орден Св.Екатерины 2 степени. В ходе русско-турецких мирных переговоров 1772-73 Обресков добился согласия Турции на ряд русских условий (на включение Кабарды в состав России, восстановление крепости Азов и др.).
42,78 КБ

Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
Портрет В.А. Обресковой
1777 г., холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва

13:50 

Варвара Дмитриевна Бубнова

tatnomas
8,90 КБ

Бубнова Варвара Дмитриевна (1886 – 1983) родилась в Петербурге, где получила первоначальное художественное образование и создала большую часть своих работ «русского» периода. С 1903 по 1905 годы она занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1906 году учится в мастерской Гольбладта, а с 1907 по 1914 годы — в петербургской Академии художеств у русского пейзажиста Н. Н. Дубовского. В эти же годы в Москве она впервые знакомится с творчеством французских художников-импрессионистов из собрания И. Морозова и С. Щукина. Несмотря на правила академической строгости, запрещавшие художникам вступать в союзы и объединения, в 1912 году Бубнова становится членом Петербургского общества художников «Союз молодежи». Одновременно она сотрудничает в одноименном журнале объединения и, в частности, переводит с французского знаменитый «Манифест футуристов». Также участвует в выставках «Союза молодежи» совместно с художниками объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1913 году Бубнова активно изучает малую пластику малочисленных северных народов — нанайцев, нивхов и орочей. В том же году совершает поездку по Европе и записывается на петербургские курсы археологического института, по окончании которых получает звание действительного члена Археологического общества. С 1917 по 1922 годы Варвара Дмитриевна живет в Москве, работает научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Российского государственного исторического музея, а также в Институте художественной культуры. В 1922 году Бубнова едет в Японию, где проводит около 36 лет. Едва появившись в Токио Бубнова принимает участие в выставке художников-авангардистов «Никакай». В 1922 году Варвара Дмитриевна начинает изучение техники японской печати, рассчитывая, вернувшись в Россию, внести свой вклад в развитие эстампа. Перепробовав разные техники печати, Бубнова останавливается на литографии и в 1936 году ее работы, представленные на второй выставке «Кокагакай» признаются лучшими литографиями в Японии. К сожалению, сохранилось очень мало этих работ. Во время американских бомбардировок Токио в 1945 году были уничтожены ее мастерская и все хранившиеся в ней работы и литографные доски. Уцелело только то, что Бубнова успела передать на хранение друзьям. В послевоенные годы Бубнова много пишет о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрирует японские издания Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого. Материальные обстоятельства заставляют ее взяться за преподавание русского языка и литературы: 6 имеющихся сейчас переводов «Евгения Онегина» на японский сделаны ее учениками. В 1958 году 72-летняя Варвара Бубнова возвращается в СССР, где сразу же становится членом Союза художников. В 1960-х годах она занимается теоретическими работами по изобразительному искусству, создает цикл гравюр на линолеуме, пишет много акварельных работ, в 1965 году ведет занятия с группой молодых художников в Абхазии. В 1982 году Варвара Бубнова награждается японским орденом Драгоценной короны IV степени.

13:47 

Варвара Александровна Монина

tatnomas
Варвара Александровна Монина (1894-1943) практически неизвестно даже специалистам. Не более десятка ее стихотворений мелькнули в альманахах второй половины 20-х гг., большая часть текстов осталась в рукописях, а также в домашних рукописных журналах, издававшихся в многочисленном семействе Мониных младшими детьми - братьями и сестрами Варвары. Между тем стихи эти небезынтересны: любопытно наблюдать в них сплав присущего Мониной мягкого, женственного лиризма со свойственными эпохе - как в социальном плане, так и в литературном ее преломлении - нервностью, даже надрывом в интерпретации эмоциональных состояний (педалированная парцелляция в стихах середины 20-х напоминает, пожалуй, о Цветаевой, на которую, кстати, Монина была, судя по сохранившимся фотографиям, слегка похожа), а со стороны стихотворной формы - с не менее характерными для эпохи новациями (от нетривиальной рифмовки в относительно раннем сонете "Две раковины..." до последующих исканий в духе предводимой Сергеем Бобровым, мужем Мониной, "Центрифуги", - отзвук этого влияния несложно заметить в названии одного из монинских "самиздатских", как мы сказали бы теперь, сборников). Фигура Мониной заслуживает внимания и с точки зрения истории литературной жизни пред- и послереволюционной Москвы: дом Мониных на Знаменке был центром небольшого литературного кружка, в который, наряду с Бобровым, входил, например, Георгий Оболдуев, другие, менее известные литераторы.
Первое стихотворение подборки печатается по второму выпуску семейного рукописного журнала "Перезвон" (1918), остальные - по машинописи, сделанной дочерью Мониной Любовью Сергеевной Бобровой. При жизни автора эти стихи не печатались, за исключением стихотворения "Что же, мы знаем, как, волнуясь запахом...", опубликованного в альманахе "Литературный особняк: Второй сборник. Стихи" (М.,1929, с.38) с некоторыми разночтениями. Не зная ничего о сохранности более авторитетной рукописи, публикатор взял на себя смелость принять пунктуацию и графику печатного варианта, поскольку она носит явно авторский характер (тогда как пунктуация и графика машинописи нормативны и стандартизованы), но оставить два текстуальных разночтения: в стр.6 ("Неба морского..." - в печатном тексте "Звонкого моря...") и в стр.13 ("свежий трепет" - в печатном тексте "светлый трепет").

* * *
Пускай как в детстве: сонно и тепло,
И мирный снег, как сторож на дворе,
Отговорит воров разбить стекло,
А солнце впустит только на заре.

И снова сердце вспомнит уголки,
И полки над роялью, и рояль,
И кровожадные латышские стрелки
Вдруг отойдут невероятно вдаль.

Пускай как в детстве: книги не любить,
Ногтей не чистить, платьев не стирать,
Не знать, что значит умирать и жить,
И дневники, волнуясь, запирать.
Июль-август 1918 г.

13:46 

Варвара Николаевна Бобринская

tatnomas
Бобринская Варвара Николаевна (1864-после 1910) - графиня, известная московская общественная деятельница. Родилась в Москве в 1864 г. Получила хорошее образование, пройдя дома курс мужской гимназии. В 1889 г. вышла замуж за графа А.А. Бобринского и поселилась с ним в деревне в Тульской губернии, где в 1891 - 1892 годах начала заниматься общественной деятельностью, сначала организуя помощь голодающим, затем воскресные школы и чтения для взрослых. В 1898 г., в Новороссийске, Бобринская получила доступ в тюрьмы и здесь встретилась лицом к лицу с самыми сложными социальными проблемами. В 1901 г. она открыла в Москве первый женский рабочий клуб, в 1903 г. - общежитие, из которого потом образовалось Общество попечения о молодых девицах. В 1902 г. Бобринская напечатала в "Русских Ведомостях" письмо о босяках Хитрова рынка, вызвавшее большой приток денег. Месяц спустя, благодаря энергии Бобринской, возникло Городское попечительство о бедных Хитрова рынка, занявшееся устройством ночлежных домов для пришлых рабочих и биржи труда. К 1909 г. попечительство выстроило образцовый ночлежный дом на 1500 человек. В 1904 - 1906 годах Бобринская принимала деятельное участие в политической агитации, особенно в земских и освобожденческих кругах. В ее доме происходило сближение между городскими и земскими деятелями, группировавшимися в Москве. Все союзное движение 1905 г. находило в Бобринской симпатию и поддержку. Большой интерес проявила она к крестьянскому союзу, видя в нем средство обновления близкой ее сердцу русской деревни. На выборах в первую думу Бобринская была деятельной и влиятельной сторонницей партии народной свободы. После роспуска первой думы Бобринская опять отдалась просветительной и организаторской работе. В 1908 - 1909 годах она издавала в Москве дешевый журнал "Северное Сияние". В 1909 г. по ее инициативе и под ее председательством организуется комиссия заграничных, а впоследствии и русских экскурсий, с целью доставить народным учителям и демократической интеллигенции возможность путешествовать. В течение первых двух лет (1909 - 1910) около 2000 экскурсантов побывали за границей. С 1910 г. Бобринская занялась организацией деревенского театра.

13:45 

Варвара Александровна Туркестанова (Нарышкина)

tatnomas
Варвара Александровна Туркестанова – мать Митрополита Трифона (в миру князь Борис Петрович Туркестанов). Урожденная Нарышкина, Варвара Александровна приходилась племянницей декабристу М.М.Нарышкину. Девочка рано осиротела, и ее воспитанием занималась тетка Маргарита Михайловна Тучкова ( в монашестве Мария), которая была основательницей подмосковного Спасо-Бородинского монастыря. Этой обители покровительствовал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Однажды тетка приехала к владыке Филарету в день памяти матери своей юной воспитанницы. Желая утешить девочку, митрополит сказал ей: «Твоя мать была святая. Она теперь в раю... Будь и ты хорошей». «А что делают в раю?» – спросила девочка. – «В раю молятся», – отвечал владыка. «Только молятся. Как это скучно!» Тогда святитель задумчиво произнес: «Дай Бог тебе, дитя, познать впоследствии сладость молитвы». Митрополит Филарет прозрел то, что стало внутренним стержнем всей последующей жизни Варвары Александровны. Воспитав шестерых детей, пережив болезнь и смерть мужа, более двадцати лет прожив вдовой, Варвара Александровна явила собой пример подлинной христианки, неся все жизненные радости и невзгоды с достоинством и смирением. Постоянно посещая церкви и монастыри, храня в своей душе глубокий молитвенный настрой, Варвара Александровна была всегда готова откликнуться на беду каждого, кто обращался к ней за помощью. Дом ее был открыт для гостей разных сословий и характеров. Свидетельством людской благодарности матери будущего владыки Трифона, стал изданный в 1913 году Шамординской женской обителью сборник «Памяти В.А. Туркестановой», где ее облик воссоздан с теплом и искренней любовью.

13:42 

Варвара Ильинична Туркестанова

tatnomas
княжна Варвара Ильинична Туркестанова (1775-1819), фрейлина императрицы Марии Федоровны, известная своим романом с князем В. С. Голицыным (1794-1861). Современники утверждали, что князь В. С. Голицын был только ширмой, за которой скрывался император Александр I, от которого она имела дочь Марию. Туркестанова после родов отравилась.
А.С. Пушкин пишет о ней в своём дневнике:
«8 марта[1834]. Вчера был у Смирновой, ц. н. — анекдоты: Жуковский поймал недавно на бале у Фикельмон (куда я не явился, потому что все были в мундирах) цареубийцу Скарятина и заставил его рассказывать 11-ое марта. Они сели. В эту минуту входит государь с гр. Бенкендорфом и застает наставника своего сына, дружелюбно беседующего с убийцею его отца! Скарятин снял с себя шарф, прекративший жизнь Павла 1-го. Княжна Туркистанова, фрейлина, была в тайной связи с покойным государем и с кн. Владимиром Голицыным, который ее обрюхатил. Княжна призналась государю. Приняты были нужные меры, и она родила во дворце, так что никто и не подозревал. Императрица Мария Федоровна приходила к ней и читала ей Евангелие, в то время как она без памяти лежала в постеле. Ее перевели в другие комнаты — и она умерла. Государыня сердилась, узнав обо всем; Вл. Голицын разболтал всё по городу.»

community.livejournal.com/varvara_ru/19735.html
Пишет Радующаяся (kotytan) в varvara_ru
@ 2006-07-25 09:50:00

13:41 

Скороговорки, пословицы и поговорки

tatnomas
Кроме общеизвестной поговорки
«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»
существует ещё много пословиц и поговорок:

Наша Варвара не любит ухи без навара.

Не кланяюсь бабушке Варваре - своё есть в кармане.

Бабушка Варвара на мир три года серчала; с тем и умерла, что мир не узнал.

К Варваре на расправу.

Кому Варвары, а мне голову оторвали.

Варвара мне тетка, а правда - сестра.

Не спрашивают Варвару на расправу.


и даже скороговорки:
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

Варвара варила, варила, да не выварила.

Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.

Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова.

Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!

Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

13:39 

Варвара Игоревна Владимирова

tatnomas
26,35 КБ

ВЛАДИМИРОВА Варвара Игоревна (13.03.1968) – российская актриса
читать дальше

13:36 

Варвара Александровна Попова

tatnomas
7,64 КБ

Попова Варвара Александровна (17.12.1899 – 31.10.1988)
читать дальше

13:32 

Варвара Николаевна Яковлева

tatnomas
6,48 КБ

Яковлева Варвара Николаевна (1.1.1884, Москва - 11.9.1941. Орел), советский государственный и партийный деятель
читать дальше

Сообщество "Варвара здесь!"

главная